Пазолини, Пьер Паоло: биография
The-Art.Ru
Добавить в избранное

Rambler's Top100

Наш спонсор:

Главная Живопись Музыка Кино Литература


Главная » Кино »
Пазолини, Пьер Паоло: биография

Пьер Паоло Пазолини: биография

5 марта 1922 Болонья, Италия - 2 ноября 1975 Остия, Италия (убийство)

Ярый марксист, атеист, открытый гомосексуалист и всесторонне творчески одаренный человек, Пьер-Паоло Пазолини, безусловно оказал колоссальное влияние на мировое киноискусство. Родился Пазолини в 1922 году в североитальянском городе Болонья. По окончании Болонского университета преподавал фриуланский язык и литературу. Обвинения в совращении малолетних, "голубой" скандал, несмотря на последующее оправдание, полностью разрушили преподавательскую карьеру. После переезда в Рим в 1950-ом активно работал на литературном поприще, в том числе и в написании киносценариев. До начала режиссерской карьеры Пьер-Паоло написал около 15 сценариев, в том числе для "Ночи кабирии" Федерико Феллини и "Мрачный жнец" Бернардо Бертолучии.

Уже дебютная режиссерская работа "Аккаттоне!" /Accatone!/ ("Нищий!", 1961), где обращение к низам общества было выполнено в творческой манере неореализма, демонстрирует кинематографический гений режиссера. Реалистичного погружения "на дно" Пьер-Паоло добивался новаторским построением фильма - своеобразная культура людей этого слоя отражалась в отдельных эпизодах, реалистичных и правдивых. В похожей стилистике был снят и следующий фильм "Мама Рома" /Mamma Roma/ (1962). Несмотря на благородное происхождение отца, Пазолини духовно ощущал себя ближе к своей матери, простой крестьянке, считая себя приверженцем низшего класса. Отсюда и интерес в раннем творчестве к пролетариату и пораженным нищетой римским кварталам.

Первой работой с выраженным обращением к теме религии стала новелла "Овечий сыр" /La Ricotta/ из киноальманаха "РоГоПаГ" (РОсселини,ГОдар,ПАзолини, Грегоретти) /RoGoPaG/ (1963), где Пазолини в острой сатирической манере пародировал библейские истории, за что был приговорен к четырем месяцам условно за оскорбление религии. Несоизмеримо более серьезным стал "Евангелие от Матфея" /il vangelo secondo matteo/ (1964). Несмотря на всю скрупулезность следования оригинальному тексту Святого Матфея, фильм с его аллюзиями на современную Италию с ее социальной несправедливостью и повсеместной нищетой во многом стал выражением марксистских идей режиссера.

"Птицы большие и малые" /Uccellacci E Uccellini/ (1966), пост-неореалистическая притча спрягает целостные духовные пласты - церковь и марксизм, средневековье и современность. В целом фильм представляет собой сборник философских и юмористических замечаний в жизненных и выдуманных ситуациях. После Пазолини обращается к античным трагедиям - "Царь Эдип" /Edipo Re/ (1967) и "Медея"/Medea/ (1969). Зрелые, сложные и многослойные, они стали едва ли не творческим апогеем, пиком раскрытия дарований режиссера. Снятые в перерыве "Теорема" /Teorema/ (1968) и "Свинарник" /Porcile/ (1969) исследовали буржуазное общество и высмеивали его "темные стороны" и страсти.

Следующим заметным этапом в творчестве становится "трилогия жизни" - "Декамерон" /il Decamerone/ (1970), "Кентерберийские рассказы" /I Racconti Di Canterbury/ (1972), "Арабские сказки" /Arabian Nights/ ("Тысяча и одна ночь", 1974), снятые по рассказам Бокаччо, Чосера и классическим арабским сказкам. Веселые и легкомысленные истории, исследующие грани человеческой сексуальности, - ода чувственности, естественности и раскрепощенности. Многие называли трилогию наивысшим достижением Пьера-Паоло Пазолини.

Незадолго до трагической и загадочной гибели Пазолини снимает свой самый жестокий и неоднозначный фильм "Сало, или 120 дней Содома" /Salo O Le 120 Giornate Di Sodoma/ (1975), изобилующий сценами сексуальной деградации и насилия. Адаптируя роман Маркиза де Сада к Италии времен второй мировой войны, Пазолини трактовал природу фашизма не с историко-политической точки зрения, а в аспекте невымещенной сексуальности в самых диких и противоестественных формах. Фильм спровоцировал грандиозный скандал и приобрел едва ли не статус культового. Многие критики и зрители отмечали, что и вне идеологичесеского контекста "Сало" - уникальное явление в истории кинематографии, фильм необычайной силы образности и магии кадра.

(с) Виктор Журов, 2003.

Главная » Кино »
Наверх