.gif) |
Главная » Кино »
Хесус Франко: биография
Хесус Франко Манера, или, привычнее, Джесс Франко, - личность предельно демонизированная. Попробуйте назвать европейского кинематографиста, чье имя было бы связано с таким количеством скандальных фильмов! А вот и разгадка, в слове "количество". Снимая чуть ли не по десять картин в год, каждая из которых наступала на мозоль благовоспитанности общества, легко получить несоскребаемый ярлык бунтаря, ниспровергателя и эпатажника. Уверен, что люди, знакомые с творчеством Франко только понаслышке (все эти охи-ахи, громкие эпитеты "самый-самый") испытывали некоторое разочарование после очного знакомства с его картинами. Особенно это ощущается сейчас, в XXI веке, когда современный человек смотрит на искусство, тем более массовое, иначе, чем в 60-70-е годы прошлого столетия. Порог чувствительности уже не тот. Франко того периода превратился в музейный экспотнат, раритет для фанатов и коллекционеров, да и новые его фильмы - экзерсисы не для общего пользования.
Еще одна легенда, требующая, и не находящая железного подтверждения - это слава Франко как мастера фильма ужасов. Единственное, что может напугать в его фильмах - это Лина Ромей, продолжающая обнажаться в свои "далеко за сорок". В творческом наследии Франко трудно усмотреть преданность одному жанру. Его жанром был шок, в котором он видел творческую свободу, проявление самостоятельности художника. Его жанром был секс в самых разнообразных проявлениях - как одно из средств достижения шокового эффекта путем ниспровержения существовавших табу.
Но обо всем по порядку. Славу Франко принес действительно фильм ужасов - "Ужасный доктор Орлофф" (1962). Сюжет был позаимствован из французского фильма Жоржа Франжю "Глаза без лица". Речь шла о маниакальном докторе, который хотел вернуть красоту своей изуродованной дочери путем пересадки кожи с лиц похищенных девушек. Разбавив уходящую моду на готику кое-какими современными штучками, вроде обнаженной женской груди, Франко добился определенного успеха - его заметили. Это было воспринято режиссером как сигнал к действию - он начал лепить фильмы о безумцах. Тут вам и барон фон Клаус, и доктор Z. А ключевым именем картин Франко надолго остался Орлофф. Бука "а-ля рюс" - это было актуально.
Однако последующие творения Франко в жанре хоррора особого впечатления не производили. Да, он снимал ужасы, но они были плохими или очень плохими. "Граф Дракула" (1970) по Брэму Стокеру был скучен несмотря на потрясающий актерский состав - Кристофер Ли, Клаус Кински. "Эротические опыты Франкенштейна" являли собой унылый микс из знаковых фигур - доктор Франкенштей, граф Калиостро (1972). Каннибальские фильмы Франко "Охотник на Людей" (1980) и "Белая богиня каннибалов" (1981) не выдерживают никакой критики в сравнении с итальянскими. Слэшер "Кровавая луна" оживает только на последних минутах, которые копируют стиль "Хэллоуина". "Могила живых мертвецов", известная так же как "Оазис живых мертвецов" (1983), слывет одним из самых дурацких зомби-фильмов. Франко "новой волны" - рубежа веков - это преимущественно порно, хотя в названиях по-прежнему мелькают вампиры, дракулы и т. п.
Кстати, о вампирах. Они являются продолжительной любовью Франко. Ничего удивительного - плодовитый испанец на все сто процентов использовал штамп об эротическом магнетизме вампиров, который как нельзя кстати подходил сексуальной зацикленности его лент. В центре находилась фигура одинокой и очень соблазнительной вампирши. Она могла питаться кровью или жизненной энергией. А потребляла продукт традиционно - "из горла" или, например, путем орального секса. Иногда разночтения встречались даже в разных редакциях одного фильма, как это было в образцово-показательном секс-ужастике "Женщина-вампир" (1973). Впрочем, то, что Франко интересует преимущественно обнаженное тело и извращения становится очевидным гораздо раньше. Его замечательный "Суккуб" (1967) напоминает волнующее эротическое сновидение. Потом он обращается к маркизу Де Саду, делая вольную экранизацию "Философии в будуаре" - "Южени" (1969) и достаточно точно повторяющую сюжет романа одноименную "Жюстину" (1970). Тогда же выходит "Венера в мехах" по Леопольду Захер-Мазоху (1969). Впрочем, это тоже довольно невинные зрелища. "Южени" не лишена изысканности, "Жюстина" больше напоминает исторические постановки в духе "Анжелики" и имеет звездный актерский состав - Джек Пэлэнс, Мерседес Маккембридж, Клаус Кински в роли Де Сада.
В 1969 году выходит и первый women-in-prison фильм Джесса Франко - "99 женщин". WIP, сконцентрированный на эротике и насилии, становится излюбленным жанром Фракно, как наиболее отвечающий стремлениям режиссера. Франко сделал такое количество картин подобного рода, что, наверняка, способен потягаться со всеми остальными режиссерами, снимавшими WIP, вместе взятыми. Самыми известными являются две: "Ильза - свирепая тюремщица" (1977) с иконой жанра Дайан Торн и "Садомания" (1981) с порнозвездой Айитой Вилсон, переделанным в женщину трансвеститом. Жестокость отдельных моментов WIP-фильмов Франко искупается их условностью. Следует принят правила игры режиссера: этот мир насилия полностью вымышлен. Франко не делал фильмов о нацистских лагерях. Места их действия - клиники или бордели в банановых республиках. Сюжеты - смехотворны, актеры изображают ярость или страх с любительским энтузиазмом. Зато можно устроить потасовку полуголых фемин, лесбийскую сцену, ощупать камерой тела в дамской душевой. А уж любители на эти кинематографические фетиши слетятся как мухи на мед. И до сих пор слетаются. Благо, что в деле производства эротической продукции Франко преуспел больше, чем в хорроре. В его фильмах снимались практически все звезды "постельного" фильма той поры. Попасть на Олимп жанра ему помешала разве что собственная плодовитость. Любая режиссерская находка тут же клонировалась им самим, ставилась на поток и обесценивалась. Так, весь его бесконечный "эровампирский" сериал вытекает из "Суккуба" и "Вампирос лесбос" (1970).
Творческий путь Франко нельзя назвать легким и безоблачным. Политическая ситуация на родине, вечные проблемы с цензурой превратили его в режиссера-космополита. Франко колесил по Европе, снимая в разных странах. Вместе с ним колесила и его труппа. Франко был верен "свои людям", снимая их из фильма в фильм - Говарда Вернона, Джека Тейлора, Марию Ромм, Соледад Миранду, Лину Ромей. Последняя - не только гражданская жена, но и верная помощница режиссера, занявшая в начале семидесятых пост штатной музы после трагической гибели Соледад Миранды. Надо отметить, что смерть Миранды сильно ударила по Франко - она была действительно очень выразительной актрисой, мечтой любого режиссера. Ее харизма могла вытащить практически любой безнадежный проект. Ромей гораздо посредственней Миранды во всех отношениях, но тут уже ничего не поделаешь.
За годы странствий довольно респектабельным выглядит сотрудничество Франко со швейцарским продюсером Эрвином С. Дитрихом в 70-е годы прошлого века. Дитрих и сам снимал много трэша под псевдонимом Майкл Томас, поэтому "рыбаки" увидели друг друга издалека и нашли общий язык. Под крылом Дитриха Франко снял такой шедевр "nunsplotation" как "Любовное послание португальской монахини" (1977), сексуально-шпионскую историю "Женская обитель" (1977), свою версию "Джека Потрошителя" (1976) с Клаусом Кински. В настоящее время Дитрих выпускает всю серию на DVD под громким названием "Официальная коллекция Джесса Франко" - с картинкой изумительного качества и многочисленными бонусами.
"Цензурные войны", характерные для европейских трэш-режиссеров золотых 70-х больно ударяли по Франко опять же из-за его плодовитости. Каждая лента могла стать камнем преткновения. Отсюда - масса псевдонимов, позволяющих запутать чиновников, и большое количество альтернативных версий. Зачастую сразу снималось несколько вариантов фильма - пожестче и помягче, варьировались даже жанры. "Женщина-вампир" имеет, к примеру, три версии: хоррор-версию, софт-порно и хард-порно версии. Та же картина наблюдается с "Экзорцизмом" (1981).
Полупартизанские съемки приводили к еще одному феномену трэш-кино Джесса Франко, свойственному, правда, многим дешевым европейским фильмам. Режиссеру приходилось брать на себя большое количество функций. Франко не только руководил процессом, но и писал сценарии, музыку, сам много снимался.
Джазовые композиции Франко, украшали уже первый его хит "Ужасный доктор Орлофф", звучат они и в самых последних его лентах. Впрочем, музыкальные потуги Франко одобряют не все зрители. Джаз не вяжется с хоррором и не всегда подходит к эротике. Отсюда несоответствие музыкальных треков и видеоряда.
Традиция появляться в кадре вызвана, скорее всего, не "хичкоковским" синдромом, а любовью к кино, стремлением сэкономить или нехваткой актеров - чем-то из этого, или всем сразу. Чаще Франко появлялся в кадре ненадолго (вспомните уморительный эпизод в "Жюстина и плеть" (1979), где он изображал дикий испуг от стриптиза Лины Ромей), реже играл главные роли, как в "Экзорцизме".
Джесса Франко можно ругать, называть кинематографическим графоманом или хулиганом, что делалось и делается высоколобой критикой и чиновниками-ханжами. Однако нельзя закрывать глаза на то, что он оставил неизгладимый след в испанском кино. Франко можно любить хотя бы за неуемную любовь к "движущимся картинкам" и творческий нонконформизм. Хрестоматийной стала история о желании Орсона Уэллса сотрудничать на "Дон Кихоте" (вышел в 1992) исключительно с Джесом Франко, которое только усилилось после просмотра самых беспредельных картин испанца. Знатоки испанского кино прослеживают связь Франко и Педро Альмодовара (вставки из "Кровавой луны" в начале "Матадора" и прочие творческие параллели).
На долю Франко выпало кинематографическое долголетие. Жизнь показала, что режиссеру еще рано отправляться на пенсию. Бум евротрэша разразился во второй половине 90-х минувшего века. На свет были вытащены не только старые фильмы Франко, но и сам режиссер. Старикан заметно одряхлел внешне (гляньте на его камео в "Блюзе вампира" 1999 года), но не утратил энтузиазма. Его студия "One Shoot Production" в Малаге как блины печет порнуху и ужасы - по несколько картин в год.

Главная » Кино »
Наверх
|
|
|