The-Art.Ru
Добавить в избранное

Rambler's Top100

Наши спонсоры:

Главная Живопись Музыка Кино Литература


Главная » Литература »
Камю, Альбер: биография

Альбер Камю: биография

07.11.1913 Мондови, Алжир - 04.01.1960

Французский писатель, публицист и философ. Родился в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского университета; занимался театральной и общественной деятельностью, сотрудничал в левой печати, выпустил сборник лирических эссе "Изнанка и лицо" (1937) и "Бракосочетания" (1939). В 1934-37 состоял в компартии. В 1938 переехал во Францию; сотрудничал в подпольной газете "Комба" ("Combat"), которую возглавил после освобождения от нем. оккупации. Повесть "Посторонний" (1942) и философское соч. "Миф о Сизифе" (1942), а затем постановки его пьес "Недоразумение" (1944) и "Калигула" (1944) принесли К. известность. Принадлежа к кругу Ж. П. Сартра (до их разрыва в 1951), К. благодаря своей публицистике (собрана в 3 книгах "Злободневных заметок", 1950-58), философско-идеологическому эссе "Бунтующий человек" (1951), роману-притче "Чума" (1947), навеянному Движением Сопротивления, мистерии "Осадное положение" (1948), пьесе о рус. эсерах-террористах "Праведные" (1950) стал одним из "властителей дум" мелкобуржуазной интеллигенции Запада, помышлявшей о промежуточном "третьем пути" в период "холодной войны". Мучительные попытки К. оставаться "вольным стрелком", находясь в гуще общественно-идеологической схватки, но не примыкая ни к одному из борющихся лагерей, сказались в повести "Падение" (1956), в книге рассказов "Изгнание и царство" (1957), в "Шведских речах" (1958; произнесены по случаю присуждения ему Нобелевской премия за 1957).

Философские взгляды К. не отличаются строгой систематичностью и во многом перекликаются с экзистенциалистскими умонастроениями, несмотря на открыто выражавшееся К. несогласие с ведущими мыслителями этого течения. К. исходит из мысли о крахе в 20 в. былых притязаний разума - будь то житейское здравомыслие, рационалистическая теология божественного "промысла" или наука - постичь порядок и конечный метафизический смысл бытия. Опыт человеческого существования, неминуемо завершающегося смертью, приводит мыслящую личность, согласно К., к открытию "абсурда" как своего "вечного удела" на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать высшее мужество - продолжать жить вопреки "хаосу", обходясь без всяких доводов в пользу такого решения. Поначалу единственной ценностью К. провозглашал полноту телесного приобщения к природе, а гражданские, духовные, нравственные ценности изобличал как неподлинные. Но, участвуя в Сопротивлении, К. пересмотрел свой прежний лозунг "Ничто не запрещено" в свете идеи долга каждого перед "другими" ("Письма к немецкому другу", 1943-44). В дальнейшем он пришёл к моралистическому гуманизму, опирающемуся на заповедь христианского милосердия и противопоставленному нравственности, исходящей из социально-исторических установок. Тем самым К. избежал ницшеанства, но открыто размежевался и с революционной моралью, предпочтя ей праведничество тех, кто "истории не делает, а претерпевает" её напасти.

В литературном творчестве К. видит задачу писателя в том, чтобы облечь хаотический мир в упорядоченные и завершенные формы. В этом он следует французским писателям-моралистам 17-18 вв. с их строгой и отточенной ясностью. Книги К. тяготеют к притче, к трагическому "мифу" духовного прозрения, когда человек внезапно открывает свою метафизическую участь смертной песчинки и, руководясь этой истиной, прокладывает свою дорогу. От демонического мятежа против судьбы в "Калигуле" и "языческого" имморализма в "Постороннем", через стоическое сопротивленчество в "Чуме", светский вариант проповеди "Не убий!" в "Праведных" к горькому переживанию отлучённости от счастья в "Изгнании и царстве" и "Падении" - таков путь героев К., мучимых поисками своей жизненной правды. Их метания между произволом и долгом, одиночеством и солидарностью, бунтарством и самоустранением - одно из свидетельств неустойчивой духовной атмосферы на Западе середины 20 в. Марксистская мысль во Франции и за её пределами подвергла критике взгляды К. как выражение идеологической двусмысленности разорванного мелкобуржуазного сознания.

Главная » Литература »
Наверх