.gif) |
Главная » Музыка »
Скрябин, Александр Николаевич: биография
|
Александр Николаевич Скрябин: биография
16.01.1872 - 27.04.1915 Россия
А.Н.Скрябин родился 6 января (по новому стилю) в Москве, где он провёл
детство и юность, где протекли годы его учения, художественного подъёма и
вступление в пору творческого расцвета.
Родителям не довелось сыграть особую роль в его жизни, т.к. мать, Любовь
Петровна Щетинина, пианистка, блестяще окончившая Петербургскую
консерваторию (её высоко ценили братья А.Г. и Н.Г Рубинштейны), скончалась
в 1873 году от туберкулёза. Отец был юристом, после смерти жены уехал в
Петербург, окончил институт восточных языков и уехал в Турцию. Женившись
во второй раз на итальянке, он раз в несколько лет приезжал в Россию в отпуск и
эпизодически виделся с сыном.
Все заботы о маленьком Скрябине взяли на себя две бабушки - мать отца
Елизавета Ивановна, её сестра Мария Ивановна и сестра отца, тётушка
Александра Николаевича, Любовь Александровна. Три женщины души в нём не
чаяли. Шуринька, как его называла тётушка, был тихий, ласковый, очень
нервный и хрупкий. Его не приходилось чем-нибудь занимать, он всегда сам
находил себе занятия: смотрел картинки, рисовал, клеил. Он был очень
любознательным, обладал прекрасной памятью. К 7 годам он уже мог хорошо
читать и писать.
Музыкальные способности проявились довольно рано. С ранних лет
Скрябин подбирал на различных музыкальных инструментах. С 5 лет мальчика
стали брать в оперный театр. Здесь его больше всего интересовал оркестр. С
большим увлечением следил он за дирижёром, оркестрантами, выяснял названия
инструментов. Самым любимым инструментом будущего композитора был
рояль.
В 1882 году десятилетний Скрябин, блестяще сдав экзамены, поступает во 2-
й Московский кадетский корпус. С лета 1883 года начались систематические
занятия на фортепиано. Первым его педагогом был Г.Конюс. Постепенно у
Скрябина созрело решение поступать в консерваторию. Продолжая заниматься в
корпусе, будущий композитор начал заниматься с Н. Зверевым по фортепиано.
Параллельно с С.Танеевым - теорией музыки. Затем прошёл курс гармонии с
Г.Конюсом. В январе 1888 года был принят без экзаменов в класс контрапункта
С.Танеева. Одновременно он был принят по классу фортепиано к В.Сафонову.
Года за полтора до окончания консерватории, Скрябин переиграл правую
руку, разучивая "Исламея" Балакирева и фантазию Листа на темы Моцарта. Это
было одним из толчков для возникновения интереса к философским вопросам:
"Первая серьёзная неудача в жизни. Первое серьёзное размышление: начало анализа... Первое размышление о
ценности жизни, о религии, о Боге",- писал он.
В 1889 году Скрябин закончил кадетский корпус, а в 1892 году-
консерваторию с малой золотой медалью по классу фортепиано (по композиции
он не закончил Консерваторию, т.к. перейдя на старших курсах к А.Аренскому,
"не сошёлся с ним характером").
В феврале 1894 года Скрябин впервые выступает в Петербурге -как пианист
- исполнитель собственных произведений. Здесь он знакомится с М.Беляевым.
Эта встреча сыграла большую роль в его жизни. Беляев был богатым
лесопромышленником, который много сделал для русских композиторов. Через
него завязались отношения Скрябина с Н.А.Римским-Корсаковым, Глазуновым,
Лядовым и другими петербургскими композиторами.
Начиная с середины 90-х годов, развёртывается исполнительская
деятельность Скрябина. Он побывал во многих городах России: в Москве,
Петербурге, Нижнем Новгороде, в Одессе. Летом 1895 состоялась первая
поездка за рубеж: Германия, Франция Швейцария, Италия, Бельгия.
В начале 1898 года состоялся несколько необычный концерт в Париже, он
был целиком из произведений Скрябина: композитор выступил вместе со своей
женой-пианисткой. Верой Ивановной Скрябиной (Исакович), на которой
незадолго до этого женился. Концерт прошёл с успехом.
По мере увеличения семьи возрастали и расходы, поэтому в 1898 году
Скрябин принимает предложение Сафонова и становится профессором
Московской консерватории по классу фортепиано.
На протяжении 90-х годов происходит духовный подъём Скрябина-
художника. Постепенно складываются основы его эстетических взглядов.
Появляются тенденции к осмыслению сущности и задач художественного
творчества, поиски последовательной системы мировоззрения.
Скрябин с юных лет любил природу, особенно восхищала его морская
стихия: "Вот где простор, и не говоря о бесконечности красок и форм", - писал
он.
Начиная с 1894 года, появляются лучшие скрябинские фортепианные
произведения первого периода его творчества. Исключительно большая роль
фортепиано в творчестве Скрябина сближает его с Шопеном. Однако,
воспринятые Скрябиным элементы шопеновского стиля претворялись им
глубоко по-своему. Среди небольших произведений этих лет первое место
занимают прелюдии. Жанр прелюдии особенно подходил для воплощения в
сжатой, лаконичной форме многообразных контрастирующих душевных
переживаний. Количество прелюдий показывает,насколько композитор был увлечён ими (около 50 в течение 1895-1896), при этом одновременно сочинялись различные другие вещи, в том числе Вторая
соната. Отталкиваясь от классического образца -24 прелюдии Шопена,
охватывающие все тональности, Скрябин задумал написать два таких цикла, но
ограничился одним. Остальные прелюдии, сочинённые в связи с этим замыслом,
были объединены при издании в отдельные сборники.
Рядом с прелюдиями ближайшее место по значению занимают этюды.
Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12 этюдов.ор.8 включает в себя
замечательнейшие образцы этой формы. Подобно Шопену, Листу и другим
композиторам, Скрябин сочетает в этюдах поэтическо-технические сложности
со значительным, глубоким-музыкальным содержанием. Круг образов
скрябинских этюдов в большей мере близок кругу его же прелюдий.
Кроме произведений малой формы, в 90-е годы так же создан ряд крупных
произведений. Главное значение имеют, прежде всего, три первых сонаты и
единственный концерт Скрябина. Первая соната была создана через год после
окончания консерватории. Она занимает в его творчестве рубежное положение,
знаменуя переход к началу зрелости.
Произведения 90-х годов - это первый этап творческой зрелости Скрябина.
Хотя рояль и продолжал оставаться для него любимым инструментом, однако он
уже не удовлетворяется только им. Новые творческие задачи заставляют
композитора обратится к оркестру, которому он и уделяет на время главное
внимание.
Возникновение новых замыслов отразило эволюцию художественного
мировоззрения Скрябина, в свою очередь связанного с окружавшей его идейной
атмосферой и новыми веяниями в русской художественной жизни этого периода.
В конце 90-х - начале 1900 годов процесс формирования идейно-
художественных и философских взглядов композитора, сыгравших
определённую роль в его творчестве. Их исходной точкой являлось убеждение,
что искусство оказывает огромное нравственное воздействие на людей и может
их объединять. Эта идея составила основу замысла его Первой симфонии,
первым оркестровым сочинением (до симфонии было ещё несколько опытов
симфонического письма, которые не были изданы). В 1901 году появилась
Вторая симфония.
В течение летних месяцев 1903 года было написано около 35 фортепианных
произведений. Для большинсва из них характерны мажорные тональности, в
отличие от сочинений 90-х, в которых большей частью преобладал минор, то
трагедийно-патетический, то скорбный. Из прежних жанров сохраняются только
прелюдия и этюд. Почти вовсе исчезают традиционные танцевальные формы.
Но появляется новая форма, которая сохранилась у Скрябина до конца его творческого пути -
поэма. Первыми образцами фортепианных поэм явились две поэмы ор.32,
принадлежащие к числу наиболее выдающихся и широко известных
скрябинских пьес. Из прелюдийных циклов этих лет особенно выделяются
ор.37, 4 прелюдии, и второй цикл этюдов ор.42.
В 1903 году Скрябин бросает тяготившую его работу в консерватории. М.
Морозова, обладавшая большими денежными средствами, предложила ему "
спонсорскую поддержку" в 2400 рублей (подобно тому, как в своё время
Чайковскому была предложена поддержка Н. Фон Мекк). В феврале 1904 года
Скрябин выехал за границу.
Ближайшие годы Скрябин провёл в различных странах:
Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, в Америки. Дольше всего жил в
Швейцарии - около 2-х лет. Там Скрябин усиленно работал над партитурой
Третьей симфонии, продолжал много читать по философии и психологии. Когда
осенью того же года в Женеве состоялся международный философский конгресс
он посещал заседания и внимательно изучал его протоколы.
В 1904 году Третья симфония была завершена. Вскоре после этого Скрябин
отправляется в Париж. К этому времени относится очень важное событие: он
разводится со своей женой Верой Ивановной. Второй женой Скрябина стала
Татьяна Фёдоровна Шлерец.
Весной 1905 года в Париже состоялось первое исполнение Третей симфонии
(Божественной поэмы), которая, в целом, имела большой успех. После этого
Скрябин с Татьяной Фёдоровной уезжают в Италию, где композитор работает
над Поэмой экстаза.
Находясь на чужбине, Скрябина очень интересовало происходящее на
Родине, особенно революция 1905 года. Но исторические события
воспринимались им через призму его заветных художественных мечтаний.
В марте 1907 года Семья Скрябиных (в 1906 году у них родилась дочь
Ариадна) переселилась в Париж. Здесь в мае состоялся цикл русских
концертов, организованных известным русским художественным деятелем
С. Дягилевым, активно пропагандирующим русское искусство на западе.
Программа концертов включала в себя крупнейших русских композиторов,
начиная с М.И.Глинки, включая и произведения Скрябина.
В 1909 году Скрябин возвращается на Родину. Первые месяцы этого года
обеих столиц прошли под "звездой" Скрябина. После не большой поездки в Брюссель, в 1910 году семья Скрябина окончательно
вернулась на Родину.
На протяжении последних лет жизни Скрябин создал ещё пять сонат и ряд
небольших пьес. Эти поздние сочинения во многом развивают образы и
настроения "Прометея" (первое исполнение которого состоялось в марте 1911
года), в общем, они основаны на той же ладовой системе.
Летом 1914 года вспыхнула первая мировая война. Она казалась Скрябину
лишь необходимым, но переходящим этапом к дальнейшим мировым
катастрофам. Зима 1914-1915 года прошла в работе над "Предварительным
дейсвием". К концу 1914 года был готов текст.
Первые месяцы 1915 года Скрябин много концентировал. В феврале
состоялись два его выступления в Петрограде (исполнял он только свои
произведения).
Вернувшись в Москву, он вдруг почувствовал себя плохо. Скончался
великий композитор ранним утром 27 апреля 1915 года от заражения крови.

Главная » Музыка »
Наверх
|
|
|