Танеев, Сергей Иванович: биография
The-Art.Ru
Добавить в избранное

Rambler's Top100

Наш спонсор:

Главная Живопись Музыка Кино Литература


Главная » Музыка »
Танеев, Сергей Иванович: биография

Сергей Иванович Танеев: биография

25.11.1856 Владимир - 15.06.1915 Москва

С.В. Танеев родился 13/25 ноября во Владимире. Отец его, Иван Ильич, служил чиновником, очень любил музыку, играл на нескольких инструментах. Мать, Варвара Павловна, уделяла большое внимание воспитанию своих детей. Помимо Сергея в семье было еще 2-е детей, Владимир и Павел. Особое влияние на Сергея Ивановича оказал старший брат Владимир. Детство Сергея Ивановича протекало среди литературных и художественных кругов. В доме Танеевых часто собирались музыканты-любители. С 5-ти лет Танеев начал заниматься фортепиано у Полянской. В 1866 году родители Танеева переехали в Москву и отдали Сергея в Московскую консерваторию. По классу ф-но Танеев был у Лангера, в 1869 г. поступает в класс композиции к П.И. Чайковскому. Впоследствии, Танеев очень сдружился с Чайковским, он воспринял некоторые стороны его музыкального языка, однако творчески пошел своим путем. Танеев воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (в педагогике Танеев явился продолжателем традиций Н.Г.Рубинштейна). Среди его учеников: С.В.Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, Р.М. Глиэр, К.Н. Игумнов, Г.Э. Конюс, Б.Л. Яворский.

Сочинения:

Опера "Орестея" (музыкальная трилогия) - 1894 г. (первое исполнение состоялось в Мариинском театре в 1895 году). Кантаты: "Слава Н.Г. Рубинштейну" (сл. И.В. Самарина, сочинение для солистов, хора и оркестра., 1874 г.); "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (сл. А.С. Пушкина, сочинение для хора и оркестра, 1880 г.); "Иоанн Дамаскин" (сл. А.К. Толстого, сочинение для хора и оркестра, 1884 г., opus N1); "По прочтении псалма" (сл. А.С. Хомякова, сочинение для солистов, хора и оркестра, 1915 г., opus N36).

Оркестровые сочинения: симфония N1 (е-moll), 1874 г.; симфония N2 (В-dur), 1877-78 г.г., не оконченная, завершена В.М. Блоком; симфония N3 (d-moll), 1884 г.; симфония N4 (с-moll), opus12, 1898 г.; Увертюры, в т.ч. "Орестея"; увертюра на русскую тему; Adagio C-dur, 1874 г.

А также концерт для ф-но с оркестром Es-dur (1875-76 г.г., не завершен); Канцона для кларнета со струнным оркестром, 1883 г.); концертная сюита для скрипки (opus 28 1909 г.). Камерно-струнные ансамбли, струнные квартеты, ф-н квартет E-dur ( opus 2, 1906г.), квинтеты и т.д.; романсы, обработки народных песен.

Хоры a capella:
Оp. 8 "Восход солнца" (4-х голосный, смешанный), сл. Тютчева, посвящено Русскому Хоровому Обществу а Москве.
Op. 10 "Из края в край" (2-х-хорный), сл. Тютчева, посвящен хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
Оp.15 1900 г., "Звезды", сл. Хомякова, посвящен Московскому Синодальному хору, "Альпы", сл. Тютчева, посвящен И.А. Мельникову.
Оp.23 "Ночи": "Сонет Микеланджело", "Рим ночью", "Тихой ночью", три терцета для сопрано, альта, тенора (1907 г.).
Оп.24 Два квартета для 2-х сопрано, альта и тенора (сл. А.С. Пушкина): "Монастырь на Казбеке", "Адет" 1907 г.
Оp.27 Двенадцать хоров a capella для смешанного состава, на сл. Я. Полонского, посвящен хору Московских Пречистенских курсов для рабочих: "На могиле", "Вечер", "Развалину башни", "Посмотри какая мгла" - 4-х голосные хоры; "На корабле", "Молитва", "Из вечности музыка вдруг раздалась", "Прометей" - 5-ти голосные хоры; "Увидал из-за тучи утес", "Звезды", "По горам две хмурых тучи", "В дни когда над сонным морем" - 6-8-ми голосные хоры.
Оp.35 16 хоров для мужских голосов, сл. К. Бальмонта: "Тишина", "Призраки", "Сфинкс", "Заря", "Молитва", "В пространствах эфира", "И сон и смерть", "Небесная роса", "Мертвые корабли", "Звуки прибоя", "Морское дно", "Морская песня", "Тишина", "Гибель", "Белый лебедь", "Лебедь" - 1914 г.

Хоры без обозначения опуса: "Венеция ночью" (сл. Фета), "Ноктюрн" (сл. Фета), "Веселый час" (сл. Кольцова), "Песня короля Регнера" (сл. Языкова), "Вечерняя песня" (сл. Хомякова), - 1882 г., "Сосна" (сл. Лермонтова). Книга: "Подвижной контрапункт строгого письма".

Хорам Танеева свойственны: мелодическая выразительность языка, красочность и насыщенность гармоний, полифоническое мастерство, монументальность формы, знание вокальных возможностей голосов, совершенство голосоведения, принцип - хору подвластно все. Танеев - один из первых композиторов, который начал создавать русскую полифоническую музыку. Он объединял русскую песенность, музыкальность с западными структурами - фуга, канон, и т.д.

Главная » Музыка »
Наверх